Ангелина Сигал Психолог, личный терапевт психологов, действительный член ППЛ

Любовная зависимость как следствие детской травмы отвержения

Мой блог / Просмотр публикации
Любовная зависимость как следствие детской травмы отвержения

То, что любовная зависимость появляется вследствие детских травм, уже не секрет. Сегодня я расскажу немного о том, как это происходит. 



Для начала приведу реплики человека, страдающего от любовной зависимости, которые я встретила на форуме в открытом доступе:

"Для меня любовь - это всегда-всегда вместе, не разлучаясь ни на минуту, помогать друг другу расти..."

"Будто бы раздвоение личности. С одной стороны, понимаю, что слияние это не то, что нужно, а с другой, эта безумная детская жажда безусловной любви... как черная дыра в груди, ненасытная, бездонная, всепоглощающая пропасть...."

Что вам это напоминает?  Быть всегда-всегда вместе, не разлучаясь ни на минуту. Кто так хочет? Конечно же маленький ребенок, младенец. Ведь именно в младенчестве мама нужна всегда-всегда рядом, иначе ребенку не выжить. А когда мамы по каким-то причинам рядом нет, она не подходит, не удовлетворяет потребности малыша, как себя чувствует малыш? СТРАХ, УЖАС: "Мамы нет, я не выживу, катастрофа".

В примере, который я привела выше (реплики), человек был разлучен с мамой сразу после рождения на 3 недели. Произошло это по состоянию здоровья малышки, мама не виновата. Однако для новорожденного это была серьезная травма. Но ведь травма может быть получена иначе, например, если родители не подходили к малышу, когда тот плакал, не обращали внимание на его потребности и т.п. 

Что же происходит во время получения травмы?

А происходит то самое расщепление психики, о котором говорится в реплике "Будто бы раздвоение личности"Переживания настолько сильные, что психика их не выдерживает, происходит диссоциация от себя самого: "это не я, это не со мною, я не тут". И потом эта раздвоенность, расщепление сопровождает человека на протяжении жизни.

Важно понимать, что в момент травмы психика не смогла этот опыт переработать. Младенец не в состоянии понять, что разрыв с мамой временный, что все будет хорошо, мама вернется. Его мозг просто еще для этого осознания не сформирован. Он переживает отсутствие мамы как катастрофу. Очень тяжелые чувства там, они не пережиты, и как фрагмент этого события содержатся в памяти мозга.

Что происходит дальше?

Далее, расщепленные части личности хотят соединиться, и поэтому человек словно создает себе ситуации детства, чтобы их переиграть заново, соединившись с собою.

Как это происходит?

Уже будучи взрослым, в отношениях, человек ждет от партнера безусловной любви и принятия, как когда-то ждал от мамы. Ждал, но не получил в полной мере. Вот почему так хочется быть всегда вместе с партнером, ни на минуту не разлучаться, вместе расти. Это нереализованная потребность ребенка. Человек словно застрял в этой детской травме, и не может из нее выкарабкаться. Партнера рассматривает как опору, замену мамы (разумеется бессознательно). "Дай, дай", - основной мотив такого человека. И сколько ни дай, будет мало. Мало близости, мало внимания от партнера, всегда мало, хочется еще, еще, и еще. Это ненасытная потребность младенца соединиться с мамой, и с собою расщепленным. 

Однако партнер не мама, он не может дать то, что когда-то человек не получил от своего родителя. Взрослый человек имеет свои интересы, он ходит на работу, общается с другими людьми. Но глазами травмы все кажется иначе"Он на меня не обращает внимания, он меня не любит, он мне изменяет, наверное я ему надоела, он меня бросит, я боюсь"И начинается цепляние за партнера, претензии, ссоры, обиды и пр. И страх! Иррациональный страх быть брошенным, покинутым, не выжить

А что партнёр?

Для партнера это большая нагрузка - быть мамой тому, кому он родителем не является. Он тоже хочет отношений, а не быть нянькой. Поэтому он как может сопротивляется этой роли (и правильно делает).

Спотыкаясь о сопротивление партнера, наш главный герой (или героиня) снова попадает в травму, получая очередной опыт отвержения, только теперь от партнера, похожий на то, как это было в детстве. Тем самым опыт подкрепляется: "Вот так всегда, опять я никому не нужна, я никчемное существо"Этот порочный круг приносит кучу страданий

Что же делать?

Исправить то, что произошло в детстве, увы, невозможно. Что было, то было.
Однако возможно скорректировать нейрональную память об этом событии, поменять когниции (мысли) о себе, повысить самооценку, уверенность, собственное ощущение целостности. И тогда отношения в слиянии будут уже не нужны, захочется строить отношения иначе, более здоровым способом, а главное, что на это уже будет внутренний ресурс.

Эта задача решается путем длительной качественной психотерапии. Никакая теория, прочтение книг и общение на форумах не заменит психотерапию, увы.

Полученная в раннем детстве травма отвержения приводит к страху быть покинутой, брошенной партнером. А еще там есть не осознаваемый страх близости. Это иррациональные страхи маленького ребенка, который живет внутри. На уровне нейронов мозга - это память прошлого опыта, которая управляет реакциями и поведением человека в настоящем.

Поэтому, детские травмы развития нужно переработать в рамках психотерапевтического процесса. А это только индивидуальная работа с психологом, который умеет работать с травматичным опытом прошлого. 

 © Ангелина Сигал
 Работаю глубоко и эффективно с травматичным опытом
 Психолог SKYPE  / WhatsApp/ очно в Самаре

 

Теги: любовная зависимость, любовь, травмы детства
Комментарии
Татьяна Кожевникова
Спасибо, Ангелина, за такую глубокую и информативную статью! Мне созвучны ваши мысли. Рада, что именно сейчас встретила и почитала Вас. На душе приятно посветлело)
№1 | 29 июля 2019
Ангелина Сигал
Татьяна Кожевникова, Спасибо, Татьяна!) Рада, что мы с вами на одной профессиональной волне!)
№1 | 29 июля 2019
Светлана Кравченко
Ангелина, спасибо. Интересно. Есть такое.
Работать с травмами -тяжёлый труд. Удачи тебе!

№1 | 29 июля 2019
Ангелина Сигал
№3 | u252334 | Кравченко Светлана Витальевна писал(а):
Ангелина, спасибо. Интересно. Есть такое.
Работать с травмами -тяжёлый труд. Удачи тебе!
Спасибо, Светлан!)
№1 | 29 июля 2019
Крол
Спасибо! Очень близко, поэтому всегда так трогает граммотный и глубокий материал по данной проблематики. Еще было бы интересно прочитать наряду со страхом отвержения про страх близости, взаимосвязь и хоть немного понять почему так.
№1 | 29 июля 2019
Ангелина Сигал
№5 | u417213 | Крол писал(а):
Спасибо! Очень близко, поэтому всегда так трогает граммотный и глубокий материал по данной проблематики. Еще было бы интересно прочитать наряду со страхом отвержения про страх близости, взаимосвязь и хоть немного понять почему так.
Благодарю вас за обратную связь! И за идею на новую тему статьи, про страх близости. Подумаю, как лучше раскрыть эту тему.
№1 | 29 июля 2019
Юлия Чеснова
Англина, спасибо! Прекрасный материал, по поводу самой, мне кажется, часто встречающейся травмы. Особенно заставляет задуматься вот это
Ангелина Сигал писал(а):
Полученная в раннем детстве травма отвержения приводит к страху быть покинутой, брошенной партнером. А еще там есть не осознаваемый страх близости.
Человек, требующий любви и заботы на бессознательном уровне сам боится не может ее принять, может от этого ему кажется, что ее всегда мало?
№1 | 29 июля 2019
Ангелина Сигал
Чеснова Юлия, спасибо за обратную связь! Ценно.
№1 | 29 июля 2019
Светлана Кравченко
Ангелина, а можно про отца тоже?
Если в детстве не было отца, как это отражается на психике ребенка в дальнейшем?
(это в копилку тем для новой публикации)
№1 | 30 июля 2019
Ангелина Сигал
№7 | u348717 | Чеснова Юлия писал(а):
Человек, требующий любви и заботы на бессознательном уровне сам боится не может ее принять, может от этого ему кажется, что ее всегда мало?
Юль, только сейчас увидела продолжение вашего сообщения.
Я подумаю, как лучше осветить тему страха близости, сделаю статью.
Это действительно интересный феномен, и противоречие: с одной стороны, любовно зависимый жаждет эту близость, как восполнение дефицита материнской любви. С другой стороны, не имея опыта этой близости от матери, боится эту близость, она считывается им как опасная. И потому человек находит партнера, который будет изначально дистантным (у Старшенбаума он называется "аддикт избегания"). Они образуют пару, оба боясь близости, и страдая в отношениях.
№1 | 30 июля 2019
[ Читать все комментарии (16) ]    [ добавить комментарий ]