Ангелина Сигал Психолог, личный терапевт психологов, действительный член ППЛ

Нормально ли психологу плакать на сессии с клиентом?

Мой блог / Просмотр публикации

 Нормально ли психологу плакать на сессии с клиентом?

Этот вопрос задали на Яндекс Кью. Отвечаю. 

Мой ответ: нет, плакать во время сессии с клиентом психологу непрофессионально и небезопасно как клиенту, так самому специалисту. Обосную, почему я так считаю. 


Слезы - это проявление чувств, что в принципе нормально, ведь психолог живой человек и может эмоционально реагировать на клиентский случай. Однако, психолог во время сессии должен находиться в профессиональной позиции, вести и поддерживать клиента, а значит быть в ресурсном взрослом эго-состоянии, чтобы контейнировать (принимать) чувства клиента, а не наоборот.

Когда психолог плачет на сессии, это говорит о том, что ситуация клиента его триггернула - вызвала душевную боль, задела собственную непрожитую травму, или же эмпатия настолько захлестнула, что произошло слияние с клиентом, что недопустимо в терапевтических отношениях. Для эффективного взаимодействия должно быть разделение "Я - это я, Ты - это ты". Какую бы боль нам не принес клиент, мы не должны её воспринимать как собственную. У клиента своя судьба, у психолога своя. Проработанный профессионал это знает. 

Когда есть эмоциональная реакция, вызывающая слезы, это основание, чтобы психологу пройти супервизию по работе с данным клиентом, и при необходимости личную терапию - проработать свой травматичный опыт. 

Если продолжить работу с клиентом, эмоционально остро реагируя на него, терапия может навредить самому психологу - высокий риск эмоционального выгорания. А также это неполезно клиенту, которому придется контейнировать чувства психолога за свой же счет, что недопустимо! Получить необходимую поддержку от специалиста в этом случае - весьма сомнительная перспектива.

Чтобы реагировать профессионально на сессиях с клиентами и не выгореть, психологи проходят Обучающую Личную Терапию в количестве минимум 50 часов + супервизию 50 часов. Сейчас это становится требованием профессионального сообщества и при официальном трудоустройстве. Подтвердить часы может только аккредитованный обучающий личный терапевт (ОЛТ) и супервизор ППЛ. 

Уважаемые коллеги! Берегите себя от выгорания! 

К слову сказать, я сейчас прохожу обучение и готовлюсь к аккредитации на обучающего личного терапевта ППЛ - у меня психологи смогут проходить ОЛТ с подтверждением часов.  

[hr class=class_cut]

Ангелина Сигал
Психолог, действительный член ППЛ

Теги: психолог плачет, психолог для психолога, обучающая личная терапия, супервизия, ответ психолога, Психология с Ангелиной Сигал, чувства, эмоции, сзезы
Комментарии
Юрий Карлинский
Ангелина Сигал писал(а):
Мой ответ: нет, плакать во время сессии с клиентом психологу непрофессионально и небезопасно как клиенту, так самому специалисту.
Я разделяю ваше видение! Спасибо за хорошо аргументированную статью.
№1 | 26 декабря 2022
Александра Горбачева
Ангелина Сигал писал(а):
Когда психолог плачет на сессии,
Считаю,что это недопустимо и точка
№1 | 26 декабря 2022
Мария Хочунская
В книге "Терапия, сфокусированная на сострадании" , терапевт делится, что иногда при работе его глаза увлажняются. Плакать навзрыд конечно недопустимо, но мне лично знакомо состояние, когда глаза чуть увлажняются в работе с клиентом. Мне это совсем не мешает работать и не выбивает из колеи, так проявляется моя эмпатия. Обсуждала с супервизором и пришли к выводу, что это нормально)
№1 | 26 декабря 2022
Серебрянникова Юлия Александровна
№3 | u626094 | Мария Хочунская писал(а):
В книге "Терапия, сфокусированная на сострадании" , терапевт делится, что иногда при работе его глаза увлажняются. Плакать навзрыд конечно недопустимо, но мне лично знакомо состояние, когда глаза чуть увлажняются в работе с клиентом. Мне это совсем не мешает работать и не выбивает из колеи, так проявляется моя эмпатия. Обсуждала с супервизором и пришли к выводу, что это нормально)
Полностью согласна. Одно дело реветь с клиентом, другое - пустить скупую слезу или увлажнить глаз. Это разные вещи. И я считаю, что проявлять чувства в виде увлажненных глаз можно и нужно. Это лишь помогает работе, подтверждает, что терапевт включен в процесс, а не находится где-то на вершине горы в позиции супер-профессионала.
№1 | 26 декабря 2022
Эмеральд
Ангелина Сигал писал(а):
психолог во время сессии должен находиться в профессиональной позиции
И как профессионал должен удовлетворить запрос "клиента" - поплакать вместе с ним! Нет?
№1 | 26 декабря 2022
Ангелина Сигал
№1 | u870332 | Юрий Карлинский писал(а):
Я разделяю ваше видение! Спасибо за хорошо аргументированную статью.
Благодарю вас за обратную связь! Мне это ценно.
№1 | 26 декабря 2022
Ангелина Сигал
№4 | u49792 | Серебрянникова Юлия Александровна писал(а):
И я считаю, что проявлять чувства в виде увлажненных глаз можно и нужно. Это лишь помогает работе, подтверждает, что терапевт включен в процесс, а не находится где-то на вершине горы в позиции супер-профессионала.
Для чего нужны клиенту ваши слезы?
Правильно ли я понимаю, что вам важно продемонстрировать таким образом включенность клиенту? А что будет думать о вас клиент, если вы не будете плакать?
№1 | 26 декабря 2022
Ангелина Сигал
№3 | u626094 | Мария Хочунская писал(а):
Мне это совсем не мешает работать и не выбивает из колеи, так проявляется моя эмпатия.
Это хорошо можно проверить по самочувствию после сессии и между сессиями. Если чувств и мыслей о клиенте и его ситуации нет после сессии, то ок. Если же между сессиями догоняют чувства и мысли о ситуации клиента, то это материал для проработок.
№1 | 26 декабря 2022
Ангелина Сигал
№5 | u257714 | Эмеральд писал(а):
И как профессионал должен удовлетворить запрос "клиента" - поплакать вместе с ним! Нет?
У клиента могут быть разные запросы. Не сталкивалась еще ни разу, чтобы запросом клиента стали слезы психолога. Представляю, приходит клиент и говорит - "Я хочу, чтобы вы плакали, за это вам готов платить". Если у вас такой запрос есть, приходите, обсудим, для чего вам слезы психолога.

Когда человеку плохо на душе, он хочет выплакаться сам, и чтобы его чувства приняли и дали поддержку. Чтобы выполнить эти поддерживающие функции, не нужно плакать вместе с клиентом. На то психолог и профессионал, чтобы правильно понять запрос клиента, и работать с запросом корректно. Есть много техник, как можно помочь клиенту разгрузить свою психику.

Представьте себе хирурга, который плачет во время операции? Или юриста, который вместо здравого смысла рыдает со своим клиентом? Психолог - это профессионал! Эмпатия - да, но только как инструмент, чтобы лучше понять и прочувствовать клиента. А не для того, чтобы самому начать страдать.
№1 | 26 декабря 2022
Эмеральд
Я Вас хорошо понимаю, но...
№9 | u223038 | Ангелина Сигал писал(а):
Если у вас такой запрос есть, приходите, обсудим, для чего вам слезы психолога
Например, мне как "клиенту" не нужно обсуждение и поиск причин за мои деньги... за свои деньги я от души хочу пореветь, но не сам, а вместе с профессионалом во время исповеди! Как Вам такое?
№1 | 26 декабря 2022
[ Читать все комментарии (33) ]    [ добавить комментарий ]