Ангелина Сигал Психолог, личный терапевт психологов, действительный член ППЛ

Как психологу завершить сессию, когда процесс незавершен?

Мой блог / Просмотр публикации

 

Как психологу завершить сессию, когда время подошло к концу, а завершенности процесса у клиента нет?

Коллеги, знакомая проблема? Время сессии заканчивается, а технику, которую вы с клиентом делаете, ещё не завершили. Или же клиент в своих процессах, возникает ощущение незавершённости, и нужно времени больше. Что вы в этом случае делаете?

В первое время своей практики мне сложно было прервать сессию, я не понимала, как можно зафиналить то, что финалом ещё не пахнет. И я задерживалась с клиентом. Не всегда это давало нужный эффект, периодически возникало ощущение, что завершенность все равно не наступает, я и клиент в итоге утомлены.

Теперь я понимаю, что не все процессы могут иметь эффект завершенного решения в рамках одной сессии. А потому важно контрактировать условия работы с клиентом. У каждого клиента свой запрос и свой темп, в котором он готов двигаться. Если не хватает 60 минут, можно договориться о большем времени сессии, соответственно за дополнительную плату. А также приглашать клиента работать над его запросом в более долгосрочном формате. И учиться прерывать процесс экологично.

Как это сделать в рамках завершения времени сессии? Поделюсь парочкой приемов.

  1. Можно сказать клиенту: "Наше время подходит к завершению, мы с вами сделали часть упражнения (техники), в следующую сессию мы продолжим. Давайте подытожим то, что сегодня для вас было важно, с чем вы выходите?"
  2. Или так: "Мы сегодня распаковали много материала, подавленных чувств и воспоминаний, психике нужно какое-то время все это переварить. Побудьте с этим, понаблюдайте за вашим состоянием. Если захочется выразить эмоции, сделайте это. Например, через телесное движение или рисунок. А в следующую встречу мы продолжим."

Может и так случиться, когда клиенту не стало легче и он в конце подведения итогов сессии это озвучивает. Коллеги, причины этому могут быть разные, и не обязательно это относится к тому, что вы как-то не так поработали с клиентом. Это может быть процесс клиента.

В любом случае, когда возникают такие ситуации и если вас они беспокоят, выносите эти случаи на супервизию. Именно в супервизионном пространстве другие коллеги и супервизор подсветят вам то, что происходит в терапевтическом процессе между вами и клиентом. Лично я посещаю супервизии 6-8 часов в месяц, в основном это групповая супервизия в пространстве опытных коллег.

А с самим страхами, неумением держать сеттинг (границы времени сессии) - этим в том числе мы занимаемся на ОЛТ - Обучающей личной терапии.

Напоминаю, что являюсь аккредитованным Обучающим личным терапевтом Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги (ОППЛ), провожу ОЛТ индивидуально и в групповом формате онлайн. С выдачей по завершении сертификата ОППЛ с зачётом часов.

Коллеги, а как вы завершаете сессию с клиентом, когда процесс в разгаре?

Комментарии
Яковкина Юлия Александровна
Благодарю вас за качественную подачу материала и актуальную тему.
№1 | 11 января 2024
Исхакова Зульфия Галимулловна
Ангелина Сигал писал(а):
Поделюсь парочкой приемов.
Интересные приёмы. Спасибо, что поделились!
№1 | 11 января 2024
Анащенко Оксана Николаевна
Ангелина Сигал писал(а):
Как это сделать в рамках завершения времени сессии? Поделюсь парочкой приемов.
Спасибо, что поделились приемами в личной работе с клиентом.
№1 | 11 января 2024
Ксения Андреева
Ангелина Сигал писал(а):
Можно сказать клиенту: "Наше время подходит к завершению, мы с вами сделали часть упражнения (техники), в следующую сессию мы продолжим. Давайте подытожим то, что сегодня для вас было важно, с чем вы выходите?"
использую подобный вариант. практически не задерживаю время сессии, исключения составляют острые состояния, когда необходимо стабилизировать клиента
№1 | 11 января 2024
[ добавить комментарий ]